Моему другу Нормунду сейчас 27 лет и больше десяти из них он мечтал о мотоцикле, которого живьём даже и не видел, но «заболел» им сразу и навсегда, увидев его на фото, ибо трудно представить мотофаната, которого хоть как-то не зацепит красота этой, выпущенной более чем 50 лет назад, машины. Любой уважающий себя европейский музей считает делом чести иметь эту машину в своей коллекции наряду с Megola, Ner-a-car и Mars. Зовут её JAWA 500 OHC.
У Нормунда за плечами реставрация около трёх десятков мотоциклов. Семь лет назад он отреставрировал свою JAWA 360 c коляской и прицепом, но мечта найти 500-ку оставалась.
Нельзя сказать, что поиски машины были лёгкими, несмотря на то что эти машины изредка выставляются на продажу, приобрести её оказалось совсем непросто. Два года назад, весной на олдтаймер базаре в Германии в Людвигсхафене, ко мне подошёл знакомый антикварщик, и, абсолютно не зная о наших поисках 500-ки, уже в конце разговора спросил как мне понравилась продающаяся ЯВА 500. Честно сказать, я всегда считал, что умею видеть на базарах почти всё, но здесь получилось так, что вопрос застал меня врасплох, я действительно не увидел эту машину. Немедленно отправившись в указанный угол базара, я понял почему эта машина не бросилась мне в глаза, продавец убрал её от накрапывающего дождичка под навес, при этом повернув «избушку к лесу передом» и соответственно ко мне... Вот и прошёл мимо не заметив. Ну базар есть базар, я конечно начал не с торгов за мотоцикл, ,а увидев стенд с фибровыми шайбами-прокладками, сначала завёл разговор о них и, купив несколько комплектов, перевёл разговор на ЯВУ. Продавец – немец, рассказал что машина была привезена его другом в 2003 году из Чехии, пару лет он её пытался реставрировать, а сейчас продаёт. Немного поторговавшись и сбросив цену на 500 ЕВРО, я радостно покатил приобретение к своему месту.
Через пару дней машина приехала в Ригу. Радость будущего хозяина была как бы помягче сказать, огромна.
На первый взгляд, комплектность была неплохой, но когда начали подробнее рассматривать и сравнивать с каталогом, список «потерь» оказался довольно внушительным. Отсутствовали родные оптика фары, оба щитка цепи, сидение, вся выхлопная система, задний опорный щит, водительские подножки, руль и масса мелочей.
Машину завели, потом, правда, несколько дней ушло на устранение массы проблем и проблемок, как то: отсутствие прокладок где они нужны были, выстановка зажигания, регулировки клапанов, карбюратора и пр. Решили откататать сезон 2008 так как есть, а осенью занятся полной реставрацией.
И вот первый выезд на открытие Ретро-сезона в мае 2008 года,
всё вроде прошло неплохо, поэтому, воодушевившись, решили выехать и на большой ретро-слёт в Эстонии «АРБАВЕРЕ-08».
Именно там сделали замечательную фото вместе с ещё пятнадцатью Явами-участницами.
Несмотря на такое количетво ЯВ, пятисотка была единственной, внимание к себе она привлекала не меньше, чем более старые машины. Получив приз, мы вернулись в домой, и через месяц началась разборка мотоцикла. Заднее крыло после снятия приклёпанной сверху заплаты представляло довольно плачевную картину, внутреннее крыло тоже было протёрто цепью.
После сварки оно выглядело уже не так страшно:
Самая серьёзная неприятность ждала нас после демонтажа мотора, обнаружилось отломанное ухо крепления и соответственно разбитое нижнее. Если бы материалом картера был аллюминий, то ничего страшного не было бы, но на 500-ке картер из магниевого сплава, пришлось искать технологии сварки магния, помог наш коллега-мотореставратор у которого были соответсвующие технологии. Сварка удалась, и осталось лишь обработать шов и проверить геометрию.
Материал картера диктует и обязательную окраску как внутри так и снаружи, так как магний не сосдаёт защитной плёнки и корродирует на воздухе. Картера были отгрунтованы фосфатирующим грунтом и окрашены в алюминиевый цвет, как это и было в оригинале.
Двигатель удивил не только магнием, но и дюралевыми шатунами, отсутсвием промежуточной опоры колевала и довольно грубым литьём.
Постепенно решались проблемы комплектования, в Чехии удалось купить почти всё, что не хватало, в Серпухове я забрал ещё один двигатель, который остался там после испытаний в 50-х годах.
Кстати сказать, это стало очень полезным приобретением, верхняя часть головки на нашем моторе оказалась свареной и мы решили её заменить. Вообще, с головкой вышло больше всего проблем, разбитые посадки пальцев коромысел пришлось обрабатывать специально заказанной развёрткой, сами пальцы изготовили «в плюсе» и коромыла встали на место, направляющие втулки клапанов тоже потребовали работ по цементации и последующей шлифовки.
Клапана поставили новые, подобрав по компьютеру подходящие по размерам от современных автомобилей. Поршни пришлось заказывать дважды, первые заказали в Литве, получили –прослезились, качество оказалось ниже плинтуса, кроме перевеса на 50 г ещё и не была выдержана геометрия, и поршни ценой в 80 ЕВРО каждый, отправились в цветмет. Второй заход я уже сделал по своим старым каналам в Германии, на этот раз всё прошло замечательно и поршни стали на место.
Довольно много времени пришлось потратить на изготовление декоративных крышек на тормозные барабаны, оригинальные были сильно замяты, пришлось делать копии "с нуля" после стеклоструйки внутренней части отполировали внешний контур.
Несколько раз в процессе как обычно машина собиралась и разбиралась, для предварительной и окончательной подгонки всех узлов.
Потом была финишная пескоструйка и покраска. И вот началась сборка. Это всегда самый волнующий момент, когда из готовых деталей возрождается машина!
И вот наконец сегодня, несмотря на минус 12 за воротами мастерской, Нормунд совершил первый выезд, кайфа, правда, по его словам, испытал мало, так как по гололёду не очень-то и поедешь, но всё же первый выезд прошёл успешно!
Окончательная фотосессия будет чуть позже, но уже скоро! _________________ реставрация мотоциклов
Последний раз редактировалось: zund (13 Янв 2010 13:10), всего редактировалось 2 раз(а)
Регистрация: 16.06.2009 Сообщения: 632 Темы: 11 Откуда: Нижний Новгород Мото: JAWA 638/lux 89г.в. Иж планета 5
нет слов М-О-Л-О-Д-Ц-Ы!!!! какова дальнейшая судьба мотоцикла? я так понимаю с мотоциклами, которые вы реставрируете, вы всё таки растаётесь.... _________________ JAWA 638 люкс 1989 г.в.
Обалденно!
Возни много, но оно того стоит. Теперь скорее бы лето
Мне по поводу лета сказали недавно: " Фигня, всего семнадцать недель осталось и можно будет кататься" _________________ Делайте хорошо - плохо само получится.
нет слов М-О-Л-О-Д-Ц-Ы!!!! :cz: какова дальнейшая судьба мотоцикла? я так понимаю с мотоциклами, которые вы реставрируете, вы всё таки растаётесь....
Удивительно, как всё-таки по-разному люди понимают написанное! Я наверно не так ясно написал, что человек об этой машине МЕЧТАЛ десять лет! И после этого задаётся вопрос: "А что с ней дальше будет?". Отвечаю: "Владеть будет! Ездить будет! Внукам завещает..."
Расстаёмся мы с теми машинами, которые делаются под заказ, и деньги, которые зарабатываем тратим на пополнение СВОИХ коллекций и, надеюсь, на свой будущий небольшой музей, этак на сотни полторы мотоциклов... кстати экспонаты уже есть, больше половины экспонируются в залах нашего мотормузея. _________________ реставрация мотоциклов
Регистрация: 16.06.2009 Сообщения: 632 Темы: 11 Откуда: Нижний Новгород Мото: JAWA 638/lux 89г.в. Иж планета 5
zund, да, неправильно я понял просто "реставрировать под заказ" странно для меня, всё таки душу вкладываешь, а раз вы всё таки расстаётесь с отреставрированными мотами, вот и подумал, что может просто для себя искали этот мотоцикл, в плане "галочки в личном деле", что и пятисотку я делал.
Теперь всё ясно желаю успехов в эксплуатации!!! _________________ JAWA 638 люкс 1989 г.в.
zund,
А за сколько было приобретено это чудо? _________________ ЯВА 250/353 1962г.
ЯВА 350/360 1968г. + скоро Велорекс 560
ЯВА 638.5 1985г.
Мечта Jawa 500 OHC 01
Немного поторговавшись и сбросив цену на 500 ЕВРО, я радостно покатил приобретение к своему месту.
Я просто глазам своим не верю . Хочется подтверждения. _________________ ЯВА 250/353 1962г.
ЯВА 350/360 1968г. + скоро Велорекс 560
ЯВА 638.5 1985г.
Мечта Jawa 500 OHC 01
А насчёт реставрации на заказ, по-моему, нормальная профессия, если в любую работу не вкладывать душу, то лучше и не работать. Те машины, которые ты делаешь для других, всё равно радуют душу, когда их делаешь, кстати, заниматься реставрацией "без души", ради денег ,по моему глубокому убеждению, вредно и непродуктивно.
Мы знаем как и что делать, если кто не видел, вот галерея года ушедшего, с работами нашей мастерской, кстати, пять мотоциклов из всех машин этого года делались "для себя", правда по ним в этом году был только финиш, начало работ по некоторым было три года назад, на себя времени очень мало.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы не можете скачивать файлы